Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Умственное самообразование обучающихся в контексте Федерального государственного образовательного стандарта

Умственное самообразование обучающихся в контексте Федерального государственного образовательного стандарта

 

Главная задача процесса обучения – сформировать у обучающихся желание самостоятельно учиться, что необходимо в современном мире, который отличается высоким темпом развития технологий и научных открытий.

Формирование у обучающихся универсальных учебных действий означает умение учиться самостоятельно, что даёт возможность для саморазвития личности, её самосовершенствования и самореализации. Если воспитание переходит в самовоспитание, затраты времени и сил учителя уменьшаются в 4-5 раз. Именно поэтому мы работаем над организацией умственного самовоспитания школьников. Ещё Гёте говорил: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». В процессе саморазвития развиваются интеллект, эмоции, математическая речь, формируется значимость своего места в окружающем мире. Отметим, что умственное самовоспитание – это сложный, целенаправленный и координируемый самим учеником, учителем и родителем процесс развития своих умственных и интеллектуальных способностей, связанный с самообразованием личности.

Основным условием умственного самовоспитания является подготовка обучающихся к самообразованию: в начальной школе – обучение детей видеть окружающий мир, развитие наблюдательности и побуждение к осмыслению всего, что они видят, чувствуют и воспринимают; для младших подростков – обучение умению учиться и связывать теорию с практикой; для старших – самообразование в связи с выбором профессии, развитием творческих способностей.

Умственное саморазвитие осуществляется только в том случае, если обучающийся стремится систематически повышать уровень своих знаний, много занимается самостоятельно, используя СМИ и интернет - ресурсы; развивает у себя память, внимание, креативное мышление, речь, совершенствует свои умственные силы и способности, овладевает культурой умственного труда, умениями и навыками рациональной учебы.

Для определения эффективности самостоятельной образовательной деятельности обучающихся, мы используем критерии: повышение качества знаний, развитие познавательного интереса, творческих способностей, смекалки, фантазии, интуиции.

Безусловно, самообразование важно для подготовки себя к работе в избранной области, выработки навыков самостоятельной работы, которые помогут успешно усваивать школьный или вузовский курс обучения, учиться так, чтобы при меньших затратах времени достичь больших результатов. Для старшеклассников умственное саморазвитие направлено на выбор будущей профессии и подготавливает обучающихся для дальнейшего обучения в ВУЗах.

Важно координировать деятельность обучающихся в самообразовании: научить их последовательно излагать свои мысли, анализировать, систематизировать, связывать в единую цепочку рассуждения и умозаключения; применять различные формы работы, связанные с поиском решения познавательных задач; объяснять и отстаивать свою точку зрения, искать различные приёмы и способы мышления.

Таким образом, самообразование – сложный процесс, в котором от умственного самосовершенствования и самовоспитания волевых качеств зависит результат овладения информацией.

База знаний, полученная в ходе самообразования, сопровождается мыслительными способностями к рефлексии, критичности, пунктуальности, организованности, дисциплинированности, желанию самостоятельно приобретать информацию, инициативности, самоконтролю.

Необходимо отметить, что в процессе самообразования формируются нравственные качества: ответственность, справедливость, гуманизм, честность, патриотизм, интернационализм, милосердие  и уважение к окружающим; коммуникативные качества, такие как тактичность, доброжелательность, готовность к сотрудничеству, потребность в здоровом образе жизни.

В процессе саморазвития обучающийся учится планировать свою деятельность, иметь свои убеждения и уметь их отстаивать; уметь реализовывать свои идеи в виде сообщений, рефератов, научно- исследовательских работ и проектов, превращать своё знание в творческий продукт, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, заниматься исследовательской деятельностью с целью проверки гипотез.

Несомненно, знания, приобретаемые путем самообразования, очень прочно сохраняются в памяти и продуктивно реализуются.

 

 

 

Литература

  1. Веретенникова В. С., Лучинина А. О. Самообразование школьников в процессе обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 7–9. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56454.htm.
  2. Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы/ А. Я. Айзенберг. - М: Высшая школа, 1986. – 128 с.
  3. Кочетов, А.И. Организация самовоспитания школьников/ А.И. Кочетов.- Минск: Нар. асвета, 1990. – 173с.
  4. Приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения образования: материалы региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, педагогов. 31 марта – 1 апреля/ И.Д. Лельчицкий. -  Тверь: Твер. гос. ун-т, 2017. – Вып. 3. – 356 с. Режим доступа:  http://pedfak.tversu.ru/resources/uploads/files/sbornik-PNPPSO-17.pdf
Категория: Мои статьи | Добавил: лена (20.01.2018)
Просмотров: 150 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: